Вахтанг, чемпион мира и многократный чемпион России по битбоксу, основатель российской Федерации Битбокса, певец, композитор, развивший новое музыкальное направление отечественной эстрады, рассказал о работе над своим новым грандиозным проектом, поделился трудностями творческого пути и собственными способами их преодоления.
Вахтанг, для начала скажи, пожалуйста, сколько у тебя уже разных титулов?
Да я уже сам перестал считать, честно говоря. Восьмикратный чемпион России, чемпион Европы и мира. Но после победы в международном чемпионате я перестал участвовать в этих турнирах, потому что поменялись правила: там на микрофонах поставили очень серьёзный компрессор, а я всю жизнь разрабатывал мощность голоса, чтобы он звучал громко — я ведь занимался битбоксом на уличных концертах в том числе, и мне надо было, чтобы меня слышали из последних рядов где-нибудь на Арбате, где очень шумно.
А компрессор уравнивает всех под одну громкость, и получается, что хотя другие участники не занимаются развитием мощности голоса, звучим мы при этом одинаково — это нечестно.
А как ты разрабатывал голос? У тебя был инструктор по битбоксу?
Инструктора не было, по сути я первый и начал этим заниматься: разрабатывать голос, открывать его возможности в этом направлении. Битбокс – это мышцы можно сказать. Вот когда на чемпионат мира ездил, у меня определенные мышцы рта были каменными от тренировок. Сейчас они тоже сильные, но уже не так, конечно. Эти мышцы специально качаются, чтобы держать звук и мощно выталкивать воздух. Развитие – это тренировки, так я и развивался – битбоксил по 10-11 часов в день.
То есть совершенно самостоятельно?
Да. Было бы круто, если бы был инструктор, это было бы быстрее намного. Самому свою тропу тяжелее проторить, но зато она твоя получается.
Я знаю, что ты преподавал сам?
Да, и это очень сильно мне самому помогало в подготовке к чемпионату мира, потому что мне приходилось один и тот же звук отрабатывать целый день. Ко мне в день приходило по несколько групп, и я с каждой отрабатывал, допустим, “бочку”- один звук, целый день, и он становился у меня самого сильнее. На следующий день я просыпался — и у меня “бочка” просто супер. А люди приходили разные. Было даже такое, что приходил 5-летний мальчик, а с ним 50-летний отец, чтобы самому научиться и заодно поддержать сына.
Возвращаясь к теме чемпионатов мира — ты сказал, что перестал участвовать в международных, а что насчет российских?
Российские я сам стал ежегодно после 2009 года организовывать, то есть я уже лет 10 этим занимаюсь.
За это время на российской сцене появился кто-то сильнее тебя?
Сложно сказать. Просто у меня свой стиль, я делаю так, как у нас пока не делает никто. А по технике, по звукам самим, конечно, много талантливых ребят есть.
А ты помнишь первые деньги, заработанные своим творчеством?
Да, помню. Это был клуб, назывался First, на Библиотеке им. Ленина. Мне дали тогда1500 р., хотя изначально говорили про 3000 р., но хоть что-то.
И какого рода выступление это было – битбокс или что-то другое?
Битбокс. Но тогда на людей это действовало так, как будто прилетел чувак с другой планеты. Это сейчас воспринимается как что-то само собой разумеющееся, а раньше это было таким ноу-хау, даже дикостью.
А как ты узнал про возможность выступить в том клубе?
Вообще я начинал танцевать на Арбате, и по сути самые первые деньги я заработал именно там, танцуя брейк-данс. Мне было лет 13 тогда, и как-то ко мне подошёл арт-директор того клуба и предложил выступить у них.
Потом где я только не участвовал: всякие цирковые номера, корпоративы, разного рода выступления. До сих пор помню сумасшедших клоунов и циркачей, с которыми я коллаборировал, презентацию Ferrari, выступление с Gregorians — в общем, битбокс интегрировали как только могли, и это было круто.
Видно, что ты искренне любишь то, что делаешь, а у тебя бывают творческие кризисы?
Да, было один раз, что полтора года не мог писать музыку.
Это с чем-то конкретным было связано?
Да нет, просто так сложилось, буквально на ровном месте.
И чем ты занимался эти полтора года?
Ничем, почти не выходил из дома. Это самое ужасное время для меня было, когда я не мог писать музыку, хотя очень хотел, но ничего не приходило.
И как ты вышел из этого?
В какой-то момент это просто прошло само собой, так же, как и пришло. Переборол, возможно, или поверил в себя.
Я вообще очень позитивный человек. Я сам себе создаю настроение: если даже плохо — шучу, улыбаюсь. Стараюсь быть на позитиве, поскольку и так много грусти вокруг.
А какую музыку или радио ты слушаешь, когда едешь, например, в машине?
Вообще не слушаю сейчас ничего. Дело в том, что в детстве я жить не мог без музыки, причём на столько, что когда не было денег – а период бедности мне пришлось пережить – я на Горбушке приноровился брать незаметно диски. Я, конечно, сейчас сожалею, прошу прощения у тех продавцов, но с другой стороны, благодаря этому я прослушал огромное количество музыкальных композиций различных направлений. Я ведь никогда не знал, что мне попадется – классика, электронная музыка, что-то вообще необычное — и таким образом у меня развился свой уникальный вкус и стиль. Моё мышление не было зациклено на определенной музыке, я развивался сразу во всех направлениях.
Тогда я послушал, наверное, 3000 дисков. Они все у меня дома сейчас. Некоторые заслушаны до дыр, я знаю каждый звук и могу воспроизвести на ходу.
А сейчас я люблю слушать тишину. В машине радио не работает совсем.
Просто когда ты слушаешь много музыки, ты можешь бессознательно ей подражать. Это не плохо, но когда у меня уже есть база, хочется использовать накопленные ресурсы для создания чего-то нового. Конечно, бывают периоды, когда я слушаю что-нибудь, но это не так часто случается, и кстати, new school мне совсем не зашла, эта новая школа рэпа с трудом у меня воспринимается. Я верю в силу живых инструментов. У каждого инструмента есть душа, и то, что сыграно живыми инструментами, останется навека.
Напоследок, какой совет ты дал бы себе подростку, допустим лет 15?
Слушать себя и своё сердце, не оглядываться на других. Хотя я таким и был. Важно верить в себя, свою музыку, быть пробивным, и я таким и был по сути. Это сейчас бывает слушаю других , так что это скорее то, что я 15-летний должен посоветовтаь себе сейчас.
Когда человек верит в себя, он заражате этим других.
И я могу сказать, что только сейчас у меня появилась песня, в которую я верю на все 100%. То, что я делал раньше, было хорошо, но это не было моим тотально, а это мой личный прорыв, грандиозный проект, в который я вложил всю душу. Я работаю над этой песней на протяжении 8 месяцев, это очень необычный для российской музыкальной сцены стиль, такого у нас еще нет. Для меня было важно найти свой стиль, свой голос среди огромноо количества разнобразия существующих направлений. И сейчас я чувствую, что я это нашёл.
Ну что ж, мы с нетерпением ждём премьеру песни и желаем тебе дальнейшего вдохновения и масштабных окрыляющих проектов. Спасибо тебе за твоё уникальное творчество!
_________________________________________
Интервью записано Гейбатовой Айгюн