Лицом любой телепрограммы всегда является ведущий! Именно его видит зритель, именно с ним олицетворяет все смыслы задуманного теле-проекта. Но за кадром остаётся целая команда людей, без которых не сложился бы ни один проект. Редактор телепрограмм Ульяна Антипова решила открыть завесу теле-кухни и рассказать о том, что, действительно, нужно знать и уметь, чтобы работать на «телеке».
Как ты сама попала на телевидение?
-Среди моих коллег много тех, кто пришёл работать на ТВ, имея уже за плечами высшее образование, другую профессию. Вот у меня именно такой случай. Я стала редактором телепрограмм в 30, уже имея диплом экономиста. И считаю, что это решение было обдуманным и правильным! Мне повезло с тем, что я сразу попала «на передовую» и получила возможность снимать! Победила в конкурсе студенческих работ. И пошла дальше.
Ты сразу стала работать редактором?
-Нет, конечно, я начала работать корреспондентом в молодёжной телепрограмме «Проект 16». Именно тогда я почувствовала на себе, так сказать, все боли и кайфы этой профессии. Командировки, бесконечные съемки репортажей с микрофоном со смотанным шнуром в руке. Тогда у нас еще была такая бобина – динамический микрофон.
Всегда работаешь в связке с оператором. И, зачастую, несешь на бедре штатив от камеры. Потому что всё остальное у него. Камеры были не малышки.
Именно тогда научилась писать подводки на коленке, быстро добывать нужную информацию у собеседника, набрасывать тексты будущих сюжетов. Потом, когда я уже стала шеф-редактором, я вспоминала, свои «полевые» подвиги. Это помогало правильно относиться к коллегам, не перегибать палку. Ну, то есть, редакторский опыт напрямую связан с авторским, сценарным. Я и телеведущей успела поработать…
А какая профессия на ТВ самая крутая?
— Редактор, конечно! Шучу. На самом деле – ни один редактор, ни один телеведущий не способен один сделать программу. Это всегда команда. Операторы, техники, мастера света, режиссёры, координаторы, продюсеры, на пост-продакшне ещё дикторы подключаются, режиссёры монтажа. И каждый вносит свой вклад в создание телепродукта.
Телевидение часто называют конвейером, производством. По большому счету, это так! Но чтобы запустить этот конвейер, тоже нужна подготовка, понимание процесса, профессионализм.
Я работала на проектах Первого канала, РЕН ТВ, телеканала «МИР» и «Звезда», «Радость моя». Над каждым трудилась своя творческая команда. Нештатных ситуаций было – сколько угодно. Команда вытягивала!
Был такой случай. На съемках мастре-класса для программы «Фазенда» дизайнер не смогла сниматься. И в кадр пришлось войти мне. Хоть я ни разу не дизайнер и до этого момента никогда не занималась керамической плиткой. А тут мне пришлось делать мозаику на столике. И уверенно рассказывать об этом! Думаю, получилось… Потому что мне после эфира потом люди звонили и просили поделиться знаниями «мозаичных дел матера».
Так что, начиная работать в одной телепрофессии, можно потом перейти и в другую. Внутри цеха авторы становятся редакторами, операторы режиссёроами, монтажёрами и так далее. Такое сплошь и рядом.
А как понять, какая твоя? На кого ты советуешь пойти учиться, если хочешь на «телек»?
Ну, каждому своё! Существует немало высших учебных заведений, которые готовят отличных специалистов. МГУ, ГИТР им. М. А. Литовчина, Школа телевидения «Останкино». Чтобы определиться, лучше начать как можно раньше. Ещё в школе. Я сейчас веду ОНЛАЙН ТЕЛЕСТУДИЮ для подростков, в которой 14 летние школьники пробуют свои силы в качестве сценаристов, телеведущих, режиссёров монтажа. Я организую для них встречи с режиссёрами, телеведущими, дикторами. Это некое погружение в профессию, для того, чтобы ребятам потом можно было сделать выбор. И уже наработается портфолио к тому времени, когда они будут поступать. У меня его не было на старте.
Чем больше ты знаешь, умеешь, тем больше у тебя шансов попасть в хорошую команду. И надо быть готовым вкалывать! Это главное! Тогда всё получится.
Телестудия для подростков Ульяны Антиповой: https://be-focus.ru/